Максим Марков

Концлагеря - бараки либеральной терпимости

27 января сего года, в дату освобождения узников концлагеря Освенцим, я написал на своей страничке в Facebook: "Советские войска поставили крест на очередной ценности европейского либерализма и национал-социализма!"

От кого-то я получил просьбу объясниться, мол "причем тут европейский либерализм, когда вы о нацизме говорите?". А вот френды аттестующие себя людьми либеральных взглядов, в связи с чем совершенно не переносят даже признаков инакомыслия, сетовали, мягко выражаясь: "ты как то странно знаки равенства ставишь". Была и нецензурная брань, которую пришлось удалить.

Как человеку ответственному, пришлось объясняться. Именно на основе моих постов я и сформировал эту заметку, в которой попытаюсь изложить логику собственных рассуждений, увязывающую такие вроде бы противоречащие друг другу явления как "европейские ценности", либерализм и национализм.

Что предложено миру европейцами, которых нам преподносят в качестве носителей гуманитарных ценностей, которые заставляют именовать "европейскими"? С человеколюбием они даже не соседствуют. Рабство, инквизиция, пиратство в формате ГЧП, религиозные войны, гендерное неравенство, опиумные войны, концентрационные лагеря, расизм, национализм и фашизм (можно продолжить самостоятельно).

И в этих инструментах каким-то чудесным образом поддерживается тепличная актуальность, чтоб при определенной легитимации вновь вернуть к жизни. Например, придя к власти в Германии нацисты начали создавать "расовые законы"  во многом заимствуя законодательство США, где с 1896 года в черные и белые должны были жить раздельно.

Концлагеря, в данном контексте, находятся на положении домов терпимости (калька с французского maison de tol France) в патриархальном богобоязненном обществе. Все понимают, что явление это аморальное и может быть даже где-то уголовно наказуемое, но как бы не замечая отводят глаза в сторону, ибо многие видят в нем определенную необходимость. Время от времени.

На мой взгляд, все что теперь принято именовать "европейскими ценностями" - заимствования из модели "красного проекта".  Так что не известны мне человеколюбивые "изобретения" европейцев. Но буду благодарен если меня просветят о существовании гуманитарных кампаний, схожих по масштабу с акциями геноцида тех же стран.

Обычно, не находя ничего похожего в обозримом историческом периоде, спорящие со мной объявляют "ценностью" европейскую демократию, как эдакое "народовластие". Но тут вынужден огорчить весьма неприглядной этимологией. В свободных Афинах граждане делились на три группы: демос, плебос и охлос. Последние были батрачащими бедняками и рабами, и не имели право участия в городской жизни. Плебос были людьми свободно хозяйствующими и владеющими имуществом, и они уже право избирать, но не могли быть избранными. А вот демос – люди богатые и владеющие рабами. Именно они могли быть избранными. Да и селились в одноименном районе. Так что исходная коннотация слова "демократия" - власть избранных и богатых, имеющих исключительное право на эту власть. Хотя очень похоже на реальный политический уклад в странах победившей демократии.

Сделаем небольшую ретроспективу фактов из истории концлагерей и прочих инструментов индустриального уничтожения людей.

Принято считать, что первые концлагеря в современном понимании были созданы лордом (!) Китченером во время англо-бурской войны (1899-1902). Но некоторые исследователи вопроса считают, что первенство принадлежит колониальным властям Испании на Кубе (1895). Но самый ранний, насколько мне известно – концлагерь Андерсонвилль для военнопленных северян во время Гражданской войны в США (1864). Напомню, что отцы-основатели цитадели мирового либерализма были вполне успешными рабовладельцами.

Итак, по имеющимся у меня данным, именно США являются родоначальником этого института бесчеловечного отношения к себе подобным.

Гниль оставшаяся от либеральных идеек экспортированной революции 17-го, иширокая практика применения такого репрессивного инструмента ведущими государствами мира, создало предпосылки и способствовало появлению на территории и моей страны этого позорного инструмента тогдашнего "цивилизованного общества". Напомню, что решение о "красном терроре" приняла в 1918 году еще "ленинская гвардия" под знаменем "свободы, равенства и братства", а не "сталинские палачи". И в 1919 года уже был опубликован декрет ВЦИК "О лагерях принудительных работ".

Не удивительно, что в этот же самый период концлагеря распускаются как давно набухшие почки по всей Европе. Появляются они в Польше для пленных красноармейцев. В 1919 году на службу в  новую институциональную структуру сепарации неугодных приходит сам Адольф Гитлер! Он записывается добровольцем в охрану лагеря для военнопленных французских и русских солдат.

В начале Первой мировой отличилась и Австро-Венгрия создав концлагеря для содержания русинской интеллигенции и крестьян, заподозренных в симпатиях к Российской Империи или просто считающих себя русскими.

Концентрационные лагеря нацистской Германии – без комментариев.

Финляндия в 1918 году рассадила по концлагерям около 70 тысяч своих же "красных финнов". А во время Второй мировой, до 1944 года, на территории восточной Карелии действовало 13 финских концентрационных лагерей уже для граждан СССР.

В США тоже не забыли в 1942 году по прямому распоряжению Рузвельта в лагеря отправили 127 тысяч американцев японского происхождения, где они просидели до 1945 г. И что-то я не слышу от заокеанских правозащитников про "рузвельтовских палачей".

Вьетнам. Официально там не было концлагерей. Но что там делали носители либеральных ценностей с нашивками армии США не поддается описанию. Я был в Хошимине (Сайгоне) в "Музее войны". Руки не поднялись фотографировать.

Гильотину, например, изготовленную самими несущими идеалы свободы. Напомню, что это инструмент тесно связан с главной народной революцией Европы.

Жена вообще не заходила или выбегала из некоторых павильонов. В отличии от улыбчивых американцев которые это делали на фоне экспонатов!!! Наверное отцу или деду решил показать как его вверенное имущество теперь в музее выглядит. То что они готовясь к борьбе за абсолютную свободу заинтересовано собирали на лужайках возле дома.

И как-то закономерно замыкаю экскурс в институциональную бесчеловечность базой Гуантанамо, которую все никак не может закрыть лауреат Нобелевской премии мира.

Так сказать с чего начали, тем и закончили.

Вернее кто начал, тот и продолжает…

Теперь об идеологических и институциональных связях либерализма и концлагерей.

Если неофиту почитать страничку Википедии посвященную либерализму, то ему станет понятно лишь только то, что едины апологеты либерализма исключительно в праве абсолютной индивидуальной свободы, а все остальное - клубок противоречий. Из чего единственный вывод – ну нету там системного представления о модели общественного устройства. Набор фантазий и фигур речи. Но читать нужно не только Википедию.

Либерализм исторически развивался как идеология снятия религиозных заповедей, моральных ценностей, социальных норм. Родитель, учитель – это такие же ограничители в отношении свободы индивидуума, как и государство, закон, правопорядок, ПДД наконец. Но начиная быть свободным от норм и порядка, "либеральный индивид" противопоставляет себя обществу, через личное обожествление снимает с себя неудобные ограничения.

Я полностью разделяю мысли сформулированные по этому поводу Варданом Багдасаряном. "Либерализм всегда существовал в парадоксальном сочетание. Свобода одних предполагала несвободу и эксплуатацию других. Вне этой дихотомии мы нигде либеральную практику не обнаруживаем. Столкновение меньшинства с большинством составляло социальную парадигму утверждения либерального концепта".

Безумное количество скрещиваний либеральной идеи с анархизмом, космополитизмом, социализмом, национализмом, консерватизмом так и не породило какой-то позитивной идеологии или модели общественных отношений. Даже стройной и непротиворечивой теории пока не получилось. Только химеры и выкидыши. А "партнеры идеологических соитий" хоть устойчивый союз не создали, но теперь вынужденно оказались "родственниками". Сегодня мы наблюдаем развод либерализма с демократией, понимаемой классически как народовластие. Теоретики либерализма как настоящие либералы и не собираются договариваться между собой. И это фундаментальная проблема для философского и общественно-политического течения изначально пытавшегося предложить обществу несколько идеализированную, но позитивную модель.

В качестве примера наличия "идеологической близости" между либералами и националистами приведу пример активного участия партайгеноссе "демократической" оппозиции в России товарища Навального в "Русском марше" начиная с 2007 года. Правда в прошлом году глава всех воинствующих либералов России захворал, но сделал заявление, что по-прежнему поддерживает националистические идеи и призвал тех, кому близки цели этой акции, прийти на нее. Схожесть ценностей Адольфа Алоизовича и Алексей Анатольевича налицо.

Вот такой отечественный национал-либеральный рататуй, говоря по европейски.

Итак. Государство-светоч мирового либерализма явилось нам родоначальником и ревностным продолжателем развития институтов бесчеловечности – концлагерей. Европейский национал-социализм внес серьезный вклад в технологическое развитие и идеологическое обоснование в использование этих инструментов борьбы с инакомыслием. Нынешние столпы европейского либерализма вполне равнодушно относятся (либо трепетно сохраняют) к использованию форм содержания людей в бесчеловечных условиях без суда и следствия. Идейные руководители российских либеральных кругов с трепетным пиететом относятся и к главе "демократического рая" держащего базу с людьми в оранжевых робах в лучших тоталитарных традициях, и высказывают активную поддержку действиям националистических движений.

Могу согласиться, что прямых связей нет.

Поскольку - клубок.