Валерий Врублевский
Польский миф в антирусской пропагнде
Сегодня одна из первоочередных задач антирусской пропаганды
на территориях западнее Смоленска - превратить 150-летие
польского мятежа 1863 года в символ
польско-литовско-белорусского единения на основе русофобии.
Своего рода идеологический жупел, который должен послужить
отождествлению нынешней России с "проклятым царизмом".
Причем не столько в пропольском, сколько в антироссийском
ключе. Делается это по-иезуитски, с характерными
недомолвками и замалчиванием правды о событиях, которые даже
современники именовали "кровавым пшиком"…
Литва.
В мае сего года литовский Сейм объявил 2013-й Годом
восстания 1863 года против Российской империи. Планируется
выпуск юбилейной монеты, почтовой марки, документального
фильма, ознакомительных телепрограмм и т.д. В официальном
заявлении указывается, что "Январское восстание связало
воедино судьбы трёх народов – поляков, белорусов и литовцев
и этим показало им направление развития…". "Необходимо
лелеять память о восстании", - заявил инициатор этой идеи
глава МИД Литвы Аудрониус Ажубалис на открытии памятной
доски о событиях 1863 года в вильнюсском Музее прикладного
искусства.
Подобные заявления свидетельствуют не о лелеемой памяти, а
об исторической амнезии властей Литвы. Национальное
становление литовцев стало возможным только благодаря
усмирению взбунтовавшейся в январе 1863 года польской
шляхты. А не наоборот. Данный факт признавало и
правительство США, расценившее мятеж как попытку
аристократов восстановить крепостное право и полностью
поддержавшее тогда власти России.
Формированию литовской интеллигенции и национального
самосознания способствовали: 1) ходатайство
генерал-губернатора Северо-Западного края
М.Н.Муравьева-Виленского, которому тогдашние либералы в
качестве благодарности приклеили ярлык "вешателя", 2)
содействие русской интеллигенции, с помощью которой многие
"младолитовцы" стали известными деятелями литовской культуры
и искусства (например, М.Чюрлёнис, поначалу не знавший ни
слова на "родном языке" и получивший художественное
образование и мировую известность в Петербурге).
25 августа 1866 года вышел Указ Александра II,
гарантировавший литовскому языку (тогда его назвали
жмудским) официальный статус в школах Сувалкской и прочих
т.н. литовских территорий. Цель - вывести местное население
из-под влияния польщизны. Прежде всего, было налажено
начальное образование детей крестьян. На всей территории
начали работу школы с обучением на литовском языке. Были
организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный
учительский семинар в Вейверах. Был также учреждён ряд
стипендий в российских университетах, предназначенных
специально для детей крестьян из литовских губерний.
Одновременно с этим многие молодые люди из зажиточных семей,
включая Й.Басанавичюса, А.Сметону и других будущих
основателей литовского государства, отправились за
образованием в ВУЗы Российской империи. Обучался в
Московском университете и создатель "Грамматики литовского
языка" Й.Яблонскис. Этот язык был впервые нормирован им с
помощью профессора Пермского университета К.Буга в 1901
году, благодаря введению оригинального, основанного на
латинице алфавита. Напечатанные на нем книги начали выходить
в свет с 1904 года. До этого печатные издания на литовском
языке (который на местах, в глубинке, культивировали
католические священники, например, получивший образование в
Петербургской духовной академии А. Баранаускас) выходили на
кириллице.
Так что именно поражение в 1865 году польских мятежников
дало и политический, и культурный импульс формированию
современной литовской нации.
Белоруссия.
Вслед за литовцами белорусские прозападные "оппозиционеры"
создали 22 июня с.г. в Минске "оргкомитет по празднованию
Года Калиновского". По их мнению, "при соответствующей
работе Калиновский может стать брендом Беларуси, как
белорусский Че Гевара", а "Год Калиновского может стать
международным". Фигура героя выбрана подходящая: психически
нездоровый молодой человек, уроженец Польши, который после
неудачной (по причине болезни) попытки сделать карьеру в
Министерстве государственных имуществ Российской империи
очертя голову бросился "делать революцию" в надежде стать
"королем Литвы". И сделал своим девизом слова "польское дело
это наше дело, это дело свободы".
Планов у белорусских комитетчиков громадьё: проведение
конференций, издание сборника документов, проведение
художественных выставок, пленэров, конкурсов картин и
литературных произведений молодых авторов и т.д. и т.п. Как
говорится, лишь бы спонсоры за рубежом и во власти выделяли
пьенёндзы. Организаторы уверены: "Год Калиновского позволит
нам найти точки сотрудничества. Если мы не сможем
договориться с властью по политическим моментам, то сможем
по культурным". Это не беспочвенное утверждение. Для
Министерства культуры, которое сегодня возглавляют крайне
неравнодушные ко всему польскому чиновники, бюджетом РБ на
2013 предусмотрено в 5 раз больше средств, чем для
Министерства промышленности (980 и 193 миллиардов,
соответственно)!
Мероприятия начались осенью 2012 года (планируется, что они
будут проводиться и в течение всего 2013 года) с
торжественных чтений в Гродно, посвященных 150-летию выпуска
первого номера "Мужыцкай праўды", которая печаталась
латинскими буквами якобы на "гродненском диалекте
белорусского языка" в Польше и Вильнюсе. О том, что во всех
семи номерах этого издания нет ни одного упоминания
Белоруссии, белорусов, литвинов или хотя бы однокоренных
слов, зато о поляках говорится чуть ли не в каждом столбце,
организаторы скромно умолчали.
Так же как умалчивают они о том, что заставляя крестьян
подписывать бумагу о поддержке восстания, "паны Халявские"
вешали или вырезали тех, кто отказывался это делать.
Зачастую вместе с семьями. Даже с учетом этого белорусских
мужиков в мятеже "участвовало" менее 20%. Калиновский в
связи с этим заявлял: "Топор инсургента не должен
останавливаться даже над колыбелькой младенца"! Слова не
расходились с делом. Польскими "кинжальщиками" (убивали и
верных присяге своих же соотечественников-поляков, ударом в
спину) было уничтожено примерно в 20 раз больше людей (в
общей сложности - свыше 2000 крестьян, сельских чиновников,
полицейских и гражданского населения, включая
девочек-подростков), чем потом казнено мятежников (128
повешенных по приговорам судов). Банды, которыми зачастую
руководили католические ксендзы, выкалывали людям глаза,
вырывали из суставов руки и ноги "для того, чтобы впредь мог
исполнять как следует свою обязанность", прибивали к груди
гвоздями русские паспорта, закапывали живьем в землю,
учителям и чиновникам вырезали на животе "Андреевский флаг"
или "мундир", который "застегивали" пуговицами настоящего
чиновничьего мундира, крестьянам сдирали с головы скальпы,
сопровождая это записками "заломал его медведь польский за
сочувствие и послуги медведям русским". Именно поэтому
крестьяне стали создавать отряды самообороны.
Все это не мешает сегодня некоторым потомкам этих несчастных
ставить памятники "героям-калиновцам", занимаясь, по сути,
культивацией и увековечиванием собственной местечковости. И
одновременно уничтожать память о прошлом, подчищая даже
церковные архивы. Исследующие мятеж белорусские ученые,
работая в Национальном историческом архиве РБ, с горечью
констатируют: "Безвозвратно утрачен ряд дел, хранившихся
некогда в фонде Минской духовной консистории (фонд 136). Так
в фонде отсутствуют дела: "Об убиении польскими мятежниками
Богушевичской церкви Священника Даниила Конопасевича и об
оказании семейству его пособия" (№51622 по старой описи);
"Об открытии подписки на содержание памятника над могилой
замученного поляками Священника Даниила Конопасевича в
Богушевичах" (№53475 по стар. оп.); "О метриках Алексия и
Людмилы Конопасевичей и послужном списке Священника Даниила
Конопасевича (№53837 по стар. оп.). Вместе с делом об
убийстве отца Даниила отсутствует и дело "Об убиении
польскими мятежниками Святовольской церкви дьячка Феодора
Юзефовича" (№51648 по стар. оп.). Когда и при каких
обстоятельствах исчезли из фонда эти дела, и было ли их
исчезновение случайностью, сказать сейчас трудно. Но факт
остается фактом" (Цит. по: Щеглов Г.Э.1863-й. Забытые
страницы. - Мн.: Братство в честь Святого Архистратига
Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной
Церкви, 2005. – с.4-5).
Откорректированная таким образом белорусскими
западниками-русофобами историческая правда распространяется
в Интернете, выплёскивается за пределы Белоруссии. Так,
псевдоисторические мифы до недавнего времени
популяризировалсь даже на сайте МГИМО МИД РФ, где один из
авторов уверял читателей: "Белорусское государство было
ликвидировано в конце XVIII века… Никакого "воссоединения"
Беларуси с Россией не было. Имело место насильное
присоединение, в результате которого территория Беларуси
отошла к России и наш народ более чем сотню лет не имел
своей государственности… Происходили беспрерывные бунты,
заговоры и восстания против русского правления,
организаторами и основными участниками которых были шляхтичи
(Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский, Стефан Грабовский, Томаш
Волжецкий, Михал Валович, Кастусь Калиновский и другие)…
Винцент Константин Калиновский (1838-1864) - наш
национальный герой, один из руководителей восстания
1863-1864 годов, вошёл в нелегальную группу, объединял
будущих борцов за волю нашего Отечества… Перед смертью он
сумел переслать через тюремные решетки "Лист из-под
виселицы" - свое духовное завещание, в котором высказал
уверенность, что "толькі тады, народзе, зажывеш шчасліва,
калі над табою маскаля ўжо ня будзе".
Польша.
3 августа польский Сенат во главе с маршалком Б.Борусевичем
принял т.н. Восхваление, объявляющее год 2013 Годом
Восстания Январского (Uchwala Senatu Rzeczypospolitej
Polskiej ustanawiajaca rok 2013 Rokiem Powstania
Styczniowego), целью которого, по мнению сенаторов, была
"реституция (восстановление границ. – В.В.) Речи Посполитой
обоих народов" (restytucja Rzeczypospolitej Obojga Narodow).
Инициаторами документа считаются представители
консервативно-клерикальной (ныне считающейся оппозиционной)
партии "Право и справедливость" ("ПиС") экс-премьера
Я.Качиньского, отметившейся русофобскими инициативами еще в
период нахождения у власти его брата-президента
Л.Качиньского.
Оппозиционеры умело используют данную инициативу против
правящей партии "Гражданская платформа" ("ГП") премьера
Д.Туска. Пока сподвижники премьера пытаются, по возможности,
дистанцироваться от жестких выпадов в адрес России,
характерных для властей постсоветской Польши, оппозиция
играет на русофобских струнах в душах польского электората и
критикует "промосковских либералов" за недостаточный накал
патриотизма.
Впрочем, и правящая партия, по мере возможности,
эксплуатирует тему "русских империалистов", 150 лет назад
"не сумевших справиться с фонтанирующей патриотизмом
польской душой" (nie potrafili sobie poradzic z eksplodujaca
patriotyzmem polska dusza) потому, что Ю.Пилсудский,
создатель Второй Речи Посполитой, вобравшей куски Литвы,
Белоруссии и Украины спустя более чем полстолетия после
событий 1863 года, считал эти территории "краеугольным
камнем независимости".
Если партия "Право и Справедливость" использует миф о
"патриотической самоотдаче и шляхетной жертвенности"
150-летней давности во внутриполитическом аспекте, то
"Гражданская платформа", имеющая большинство в польском
Сенате, делает это в основном для внешнего пользования.
Прежде всего - для прозападных белорусских и украинских
оппозиционеров и политизированной молодежи, которую уже
несколько лет завлекают в Польшу посредством стипендиальной
программы имени К.Калиновского. О посланиях мятежной шляхты
к императору Александру IIс требованиями присоединить к
Польше Литву, Белоруссию и Украину на этих курсах,
естественно, не говорят ничего…
Так же как не говорят о реальных героях. Лишь один пример. В
середине августа 1863 года отряд под командованием
25-летнего штаб-ротмистра лейб-гвардии Гродненского
гусарского полка (комплектовавшегося, в основном,
аристократами-уроженцами земель бывшей Речи Посполитой)
Александра Граббе в количестве 42-человек (гусары, донские и
линейные казаки) гнал банду из нескольких сотен мятежников,
терроризировавшую местное население. Улепётываших во весь
дух инсургентов во главе с паном Бентковским нагнали около
деревни Сендзеёвице (Sedziejowice), где квартировала другая
банда – пана Тачановского. Объединенные силы мятежников
составили свыше 1200 кавалеристов и более 400 пехотинцев –
всего до 2000 человек. Моментально осмелев, они окружили
маленький отряд преследователей, пообещав
"братьям-шляхтичам" жизнь за выдачу казаков и переход на их
сторону. Те в ответ… атаковали 40-кратно превосходившие силы
противника. Неравный бой продолжался несколько часов. Почти
все гусары и казаки, рубившиеся пока ладонь могла сжимать
клинок, погибли, в живых осталось только 4 израненных
человека.
Помимо этой "победы" поляки, все время надеявшиеся на
военное вмешательство Англии и Франции, не взяли ни одного
города и не одержали ни одной победы в прямых боевых
столкновениях. Собственно и столкновений как таковых было
немного. Ключевую роль в усмирении мятежа сыграли не клинки
гусар и казаков, а пламенное слово М.Н.Каткова, быстро
разрядившего накаленную пропольскими настроениями атмосферу
"либерально-передового" общества российской столицы. Так что
видимо не зря в октябре 2012 года Комиссия по культуре Сейма
РП (Komisja Kultury Sejmu RP) выразила свое отношение к
сенатскому Восхвалению, объявляющего год 2013 Годом
Восстания: празднование подобных годовщин в Польше – это
„masochistyczne katowanie sie porazkami” (мазохистское
терзание поражениями).
Документы
ПРОШЕНИЕ В.К. КАЛИНОВСКОГО НА ИМЯ РЕКТОРА С-ПЕТЕРБУРГСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА П.А. ПЛЕТНЁВА О ДЕНЕЖНОЙ ПОМОЩИ В ИЗЛЕЧЕНИИ
ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
Его Превосходительству
господину ректору императорского С-Петербургского
университета
тайному советнику и кавалеру Петру Александровичу Плетнёву
Студента IV-го курса
Юридического факультета,
разряда камеральных наук
Викентия Калиновского
Прошение
Лет несколько тому назад меня постигла болезнь подобная
падучей. Я прибегал ко многим докторам, но без всякой
пользы; наконец обратился к г-ну Здекауру, по советам
которого хоть моё здоровье немного было и поправилось, но
так как я не мог по бедному моему состоянию выполнять всех
условий, предписанных г-ном Здекауром, то болезнь моя не
вполне была излечена. Ныне же, 5-го числа сего месяца, как
видно из развития, что та же самая болезнь опять
возвратилась. Лишённый всех средств к пользованию себя, я
имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство о
назначении мне в крайнем случае хотя 30 руб. на моё
излечение.
Викентий Калиновский
Октября 14 дня 1859 года.
(Цит. по: Каліноўскі К. За нашу вольнасць. Творы, дакументы
/ Уклад., прадм., паслясл. і камент. Г. Кісялёва – Мн.:
"Беларускі кнігазбор", 1999. – С. 83.)
Примечание:
Эпилепсия (падучая болезнь) - хроническое заболевание
головного мозга человека, характеризующееся, главным
образом, повторными припадками, а также постепенным
развитием изменений личности.
СЕКРЕТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ В ВАРШАВЕ ОТ
ГЛАВНОГО РЕВОЛЮЦ. КОМИТЕТА В ЛОНДОНЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО СПОСОБОВ
ВЕДЕНИЯ ВООРУЖЕННОГО ВОССТАНИЯ
Временное Правительство обязано тотчас переслать во все
провинции прокламации к крестьянам на местных наречиях:
1. О полном освобождении их с землею без выкупа.
2. О прекращении платежа податей в казну.
3. Из каждой семьи должен быть один охотник на 10 изб, 1
лошадь и телега. Фураж и провиант на 5 человек от 3-х до 7
дней.
4. Прокламации к раскольникам: чтобы они воспользовались
восстанием Польши для восстановления древней религии.
Эмиссары, получившие назначение возмутить раскольников,
должны войти в сношение с (волостными) писарями, попами в
скитах и, вообще, с начальниками староверческих селений.
Костюм эмиссаров не должен отличатся от крестьянского. Они
должны быть средних лет, с бородами и знать хорошо язык и
местность. Для развития этого плана необходимо разослать
воззвания к русской молодежи по всем учебным заведениям.
Выразив святость дела, необходимо раскрыть и все средства и
пути, которыми молодежь может достигнуть цели. От хорошего
изложения будет зависеть успех. Для большего действия,
прокламации могут иметь подписи Герцена, Бакунина и т. п.
Прокламации к войскам крайне необходимы, в особенности к
офицерам.
Распускать слухи:
что Константин Павлович жив, что революция желает возвратить
ему похищенный престол, что Франция, Англия и Швеция идут
войной, что Государь обещал помещикам снова закрепить
крестьян и не отдавать им никогда земли, что всех
разноверцев будут силой приводить к православию, или ссылать
на Кавказ, что в Петербурге делают приготовления для бегства
Царской Фамилии и все богатства отправляются за границу, что
в гвардии созрел заговор и пр.
Употреблять всевозможные средства для возмущения крестьян и
раскольников.
Все Донские и Уральские казаки - раскольники, поэтому среди
них бросить первые семена ненависти к православию.
На всем пространстве изгонять попов и жечь русские церкви,
сохраняя молельни.
В русских округах вызвать убийства помещиков и чиновников
земской полиции.
Действовать в местах фабричных, разбивать гарнизоны, тюрьмы
- уничтожать архивы, судебные места и все признаки власти.
Стараться образовать конные отряды, в партизанке - это
крайне необходимо для передвижений.
Провиант возить в мешках, избегая городов, держатся в
деревнях. Не иметь обозов, при следовании вагенбурга трудно
делать отступления.
Отступая, портить дорогу, срывать мосты, опрокидывать
деревья. При следовании артиллерии подпиливать сваи мостов,
делать ямы. Днем и ночью утомлять врага фальшивыми
тревогами, для этого иметь два отряда: дневной и ночной. Во
время отдыха первого, действует второй.
Все нападения должны быть врасплох и по преимуществу ночью,
чтобы врагам не были известны наши силы.
Патрули и пикеты должны бодрствовать во время отдыхов.
В Беловежских лесах устроить центр действующей армии
(партизанов). Изобилующие в тех лесах зубры могут служить
пищей. Всех поляков, и офицеров, и солдат, служащих в
русской армии, призывать к революции, под опасением
проклятия и отчуждения. Заставлять родителей вызывать своих
детей со службы. Во всех городах учредить тайную полицию.
В деревнях способных людей, равно и детей помещиков брать в
отряд силою. Отряд, обученный и приобретший опытность,
разделяется на малые банды от 50 до 100 человек и
отправляется в разные пункты, каждая банда, забирая в свою
очередь способных людей, может таким образом увеличиваться.
Сигналы давать свистками. В партизанской войне главное знать
силы врага, скрывая собственные.
Сражения принимать при выгодной позиции. Избегать
решительных битв, уничтожать малые отряды, задерживать
транспорт, почту и курьеров. Колодцы в полях прикрывать
досками и засыпать песком или дерном, чтобы в них
проваливались.
Во время летней жары дорогу, по которой следует
неприятельский отряд, посыпать ядовитыми веществами (список
этих веществ сообщен комитету), поднятая пыль проникает в
глаза и дыхательные органы, причиняет опасные болезни.
Водку, разведенную кислотой, иметь не только в отрядах, но и
в имениях, чтобы во время грабежа ею отравлялись. Недурно
применить это и к съестным припасам.
Отнятые орудия за недостатком упряжи заколачивать и бросать
в болото или реку.
На почтовых дорогах во время преследования кавалерии
протягивать с дерева на дерево веревки или проволоку с
телеграфных линий, но выше лошадиной головы, чтобы
сбрасывать ездоков.
Обратить все усилия к завлечению евреев в революцию. Все
дворовые люди обязаны стать в ряды инсургентов.
Деревни, в которых крестьяне замечены в измене, предавать
пламени.
На станции железных дорог нападать, уничтожив сперва
телеграф.
Шайки, действующие вблизи городов, должны иметь между собой
постоянную связь, дабы, в случае надобности, концентрировать
силы в дальнем пункте.
В случае нападения русских, надо иметь скрытый отряд: пока
одна половина сражается, другая, сделав обход, нападает
сзади, дабы поставить неприятеля между двух огней.
В случае близкой атаки на штыки, стрелять дробью, рубленным
оловом, в крайнем случае, даже мелкими каменьями.
В городах битые стекла, бутылки по улицам, и доски в виде
щепки, вооруженной гвоздями, по дорогам затрудняют
преследование кавалерии.
В каждом уездном городе должно быть устроено отделение
Центрального Комитета, из самых преданных лиц. Полиция и
другие власти должны быть в полном его распоряжении.
Обязанности отделения следующие:
1. Сбор денежной контрибуции с города и уезда.
2. Вербование охотников, экипировка их, равно заготовление
оружия и провианта.
3. Полицейский надзор, донесение о состоянии войска и о
передвижениях.
4. Уничтожение шпионов и полиции.
5. Предание огню судебных мест.
6. Издание письменных или печатных прокламаций.
7. Сношение с инсургентами и надзор за ранеными и больными.
Для устройства особых телеграфов между горожанами и
инсургентами могут быть придуманы сигналы, которые будут
понятны им и неизвестны русским. Например: во время
благовеста к литургии условленные удары в колокол;
трубочисты на высоких зданиях; освещение известных окон или
совершенный мрак; бумажный змей и т.п. (Цит. по: Архивные
материалы Муравьевского музея, относящиеся к польскому
восстанию 1863-1864 г. в пределах Северо-Западного края...
Ч. 2. Вильно, 1915. С .430-432.) |